Несмотря на то что во всем мире популярны офисы открытого типа, где все сотрудники компании находятся в одном помещении, такая форма организации труда не является эффективной. Во всяком случае, об этом говорят последние исследования ученых. Вернут ли «офисному планктону» отдельные кабинеты?
Большинство современных офисов – это так называемые опенспейсы, то есть открытые пространства, лишенные перегородок. В таких огромных комнатах кто-то чувствует себя замечательно, но большинству людей в них очень трудно сосредоточиться. Менеджмент большинства частных компаний, однако, твердит другое: мол, в опенспейсах значительно проще обсуждать в команде рабочие моменты, переговариваться, работая друг с другом.
На деле же офисы открытого типа появились изначально в США исключительно для того, чтобы работодатель мог сэкономить на аренде: стоили они значительно дешевле коридоров с кабинетами. Согласно исследованию International Management Facility Association, в США 70% сотрудников работают в офисах, организованных по типу открытого пространства. Позже мода на отсутствие перегородок вошла в повседневность, хотя большинство исследований, проведенных на эту тему, показывают, что производительность труда работников опенспейсов в целом намного ниже, чем у тех, кто работает в огороженном пространстве.
Хорошо исследовали эту тему журналисты американского профильного издания Quartz. Они, в частности, выяснили, что большинство работников, которым приходится работать в опенспейсе, на самом деле не любят свой офис. В быту простых американцев даже ходит название этим офисам – «конюшня». Имеется в виду, что работники таких офисов обычно «пашут как лошади», чрезмерно устают и практически никогда не довольны результатом своей работы.
В исследовании, которое проводил журнал Scandinavian Journal of Work, выяснилось, что те офисные сотрудники, которые работают в опенспейсах, берут отпуска по состоянию здоровья (больничные) на 62% чаще тех, кто работает в отдельном кабинете. Эксперты говорят, что в открытых офисах вирусы просто быстрее передаются, и чем больше людей находится в одном помещении, тем выше вероятность, что значительная часть из них рано или поздно сляжет с гриппом.
Есть и другая причина повышенной «болезненности» таких сотрудников. Многим находиться в open space попросту некомфортно, это для них дополнительный ежедневный стресс. И этот стресс постепенно разрушает иммунную систему организма.
Главная же беда всех офисов открытого типа – царящий в них шум. Именно он больше всего раздражает работников опенспейсов, утверждают ученые Гонконгского политехнического института. Причем это не только звуки окружающих разговоров, но также шум мобильных устройств, принтеров, чужих планшетов и стуки по клавиатуре. Все это вряд ли сильно раздражает молодых людей, которые привыкли работать «в гаме», но здорово бьет по нервной системе тех, кому уже за 45.
Медицинский факт: с непрекращающимся гулом компьютеров этим людям справляться гораздо сложнее, чем остальным. Их продуктивность в открытых пространствах падает просто катастрофически, даже если такие работники мужественно молчат и не сообщают работодателю о неудобствах.
Алан Хэдж из университета Корнелла обнаружил странную закономерность. С одной стороны, руководство компаний готово тратить большие деньги на «эргономичные» столы и современные дорогие компьютеры для работников. С другой – оно совершенно не готово потратиться на то, чтобы выделить каждому работнику отдельный кабинет. Или хотя бы рассаживать их в комнатах по два. При этом пользы от всех этих сложных столов и оборудования почти никогда нет (это подтверждают исследования), а вот личный кабинет может серьезно увеличить производительность труда. Почему так? Хэдж уверен, что все дело в стереотипах: большинству руководителей по-прежнему кажется, что «демократичные» опенспейсы помогают работникам лучше и эффективнее взаимодействовать друг с другом, пусть даже большинство из них, находясь в одной комнате, все равно предпочитает общаться по Skype, а не говорить голосом.
Последние исследования демонстрируют, что open space обычно ухудшает производительность труда человека в зависимости от его психологических характеристик и типа труда на 5-15%. Это существенно – особенно с учетом того, что «открытые офисы» сказываются негативно на всех категориях сотрудников, пусть и в разной степени. Когда работодатели начнут от них отказываться? Видимо, не скоро: офисы с маленькими кабинетами обходятся значительно дороже, а выгоды от их использования, к сожалению, очевидны далеко не всем менеджерам.
http://expert.ru/2013/05/28/plankton-hochet-svobodyi/?n=66992