Смартфоны являются причиной заболевания глаз у детей, начиная с семилетнего возраста.
С момента массовых продаж смартфонов в 1997 году отмечается 35-процентное увеличение заболеваемости миопией (близорукости), по словам Дэвида Эламби, ведущего глазного хирурга в Великобритании.

Эламби, основатель Фокус Клиник, предупредил, что близорукость у детей  и взрослых увеличиться ещё на 50 процентов в течение ближайших 10 лет. «Исследования показали, что пользователи располагают экраны своих телефонов на расстоянии 18 до 30 см от глаз, в то время как газеты и книги, мы держим в радиусе 40 см от лица при чтении. Люди должны ограничивать время контакта с экраном смартфона, максимально оградить маленьких детей от использования мобильным телефоном. Вместо этого необходимо находится на солнце, т.к. естественный свет тормозит развитие миопии (близорукости).»

От себя хочу добавить, что с середины 90х годов открылись такие ниши детских развлечений как игровые приставки и персональные компьютеры. Все эти вещи объединяет один принцип – длительное напряжённое наблюдение за экраном, что в итоге и приводит к заболеванию глаз – миопии.  

Наряду с такими явными преимуществами компьютерных, интерактивных технологий, остро встаёт вопрос обеспечения безопасной среды обучения, которая формируется вокруг ребёнка в учебном процессе. Подавляющее количество информации учащиеся воспринимают посредством зрительного восприятия. Качество естественного и искусственного освещения, является важнейшим условием восприятия и усвоения материала. Проникновение солнечных лучей в классы имеет большое значение, так как естественный свет оказывает регуляторное действие на  все органы и системы, особенно в процессе роста. В случае недостатка естественного света, значение приобретает качество искусственного освещения.

На качество естественного освещения оказывает влияние:

- ориентация классов относительно сторон света;

- высота расположения класса относительно земли и строений(посадок);

- геометрические размеры класса;

- количество и размеры оконных проемов;

- периодичность и качество мойки стекол;

- наличие солнцезащитных козырьков, штор, жалюзи и т.п.

 На качество искусственного освещения влияет:

- количество светильников в классе;

- высота подвеса светильников;

- правильность расстановки светильников в классе;

- наличие и расстановка мебели;

- применяемые для отделки потолка, стен и пола строительные материалы;

- достаточная мощность светильников на единицу площади;

- применение светильников с необходимым защитным углом для ограничения ослепления или чрезмерной яркости;

- применение светильников с   пониженной пульсацией (ЭПРА);

- применение люминесцентных ламп с повышенной цветопередачей;

- отсутствие ультрафиолетового излечения в спектре излучения лампы;

- проведение очистки от пыли светильника;

- своевременная замена перегоревших ламп и ламп выработавших свой ресурс;

- правильное применение местного освещения или подсветки;

- правильный подбор цветовой температуры люминесцентных ламп;

- отсутствие или ограничение применения «бликующих» поверхностей.

Помимо системы освещения, значительное влияние оказывает среда «человек-компьютер», сформированная непосредственно человеком(учащимся), мебелью с заданными геометрическими параметрами и возможностью их соблюдения, компьютером и программным обеспечением. От того насколько правильно организованны все компоненты этой среды, зависит качество и удобство восприятия учебного процесса и сохранения здоровья учащихся. На схеме приведено сочетание основных эргономических параметров и факторы влияющие на эти параметры.

Эргономические параметры

Компоненты среды

Настройка программного обеспечения

Настройка монитора

Качество мебели  пользователя ПЭВМ

Качество электропитания/помехи в сети/

Качество монитора

Достаточная оснащенность класса ПЭВМ

Угловой размер знака на экране.

Х

 

Х

 

 

Х

Временная нестабильность изображения

 

Х

 

Х

 

 

Пространственная нестабильность изображения

Х

 

 

 

Х

 

Яркость белого поля

Х

Х

 

 

Х

 

Неравномерность яркости на экране ПЭВМ

Х

Х

 

Х

Х

 

Расстояние от пользователя до экрана ПЭВМ

Х

Х

Х

 

 

Х

Правильность посадки за ПЭВМ

Х

Х

Х

 

Х

Х

Совокупность всего санитарно-технического оснащения систем класса: систем освещения, отопления, вентиляции, место пользователя ПЭВМ, создает сочетания воздействия физических факторов на учащихся в процессе обучения.

Схема сочетания негативных физических факторов, связанных с работой ПЭВМ, систем освещения, отопления.

Негативный фактор

Потенциальный источник.

ПЭВМ и периферийные устройства

Система освещения

Система отопления

Система вентиляции

Электромагнитные поля

 

 

 

 

Электромагнитное поле 50 Гц

Х

Х

Х

 

Широкополосное электромагнитное поле ПЭВМ и др. устройств

Х

 

 

 

Поверхностный электростатический потенциал экрана монитора

Х

 

 

 

Электромагнитное излучение радиочастотного диапазона 300 МГц-300 ГГц

Х

 

 

 

Акустические параметры

 

 

 

 

Шум

Х

Х

Х

Х

Инфразвук

Х

 

 

Х

Световая среда

 

 

 

 

Недостаточное искусственное освещение

 

Х

 

 

Повышенная пульсация освещения

 

Х

 

 

Повышенная яркость

Х

Х

 

 

Неравномерное распределение яркости

Х

Х

 

 

Недостаточное естественное освещение

Х

 

 

 

Ультрафиолетовое излучение

Х

Х

 

 

Микроклимат

 

 

 

 

Температура воздуха

 

 

Х

Х

Равномерность распределения температуры в классе

Х

 

Х

Х

Влажность воздуха

Х

 

Х

Х

Скорость движения воздуха

Х

 

Х

Х

Температура окружающих поверхностей

Х

Х

Х

Х

Инфракрасное излучение

Х

Х

Х

 

Комплексное изучение безопасности учебного процесса, требует применение современных средств измерения с применением новейших методик контроля.   Подобный объем измерений занимает много времени и требует длительной аналитической обработки. Существующие госзадания при осуществлении санитарного надзора за учебными заведениями, не предусматривают столь обширного контроля  условий обучения на ПЭВМ.

Подобная «недообследованность», приводит к тому, что появилась прямая зависимость темпов компьютеризации школ и семей, с темпами роста заболеваний органа зрения (миопия).

Проблема ухудшения зрения у детей и подростков в настоящее время приобрела большую актуальность. Наиболее распространенным заболеванием глаз, приводящим к ухудшению зрения, является миопия. Чаше всего миопия зависит от наследственных факторов и условий внешней среды. Зрительные нагрузки, неправильная посадка за столом, неумеренное пользование компьютером приводит к развитию близорукости. Миопия является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения. Близорукость чаще всего развивается с 7-9 лет и с 12-14 лет.

По данным, опубликованным в государственных докладах «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения за 2009 год, в Волгоградской области за период с 2000 по 2009 год, темп прироста заболеваемости миопией у детей составил 0,32%, у подростков 26,44%.

Наиболее подвержено  заболеваемости миопией городское население. Так, в г. Волгограде, за период с 2000г по 2009 г. темп прироста заболеваемости миопией у детей составил 61.48% (или 1,6 раз), у подростков 86,09% (или 1,9 раз.