С момента массовых продаж смартфонов в 1997 году отмечается 35-процентное увеличение заболеваемости миопией (близорукости), по словам Дэвида Эламби, ведущего глазного хирурга в Великобритании.
Эламби, основатель Фокус Клиник, предупредил, что близорукость у детей и взрослых увеличиться ещё на 50 процентов в течение ближайших 10 лет. «Исследования показали, что пользователи располагают экраны своих телефонов на расстоянии 18 до 30 см от глаз, в то время как газеты и книги, мы держим в радиусе 40 см от лица при чтении. Люди должны ограничивать время контакта с экраном смартфона, максимально оградить маленьких детей от использования мобильным телефоном. Вместо этого необходимо находится на солнце, т.к. естественный свет тормозит развитие миопии (близорукости).»
От себя хочу добавить, что с середины 90х годов открылись такие ниши детских развлечений как игровые приставки и персональные компьютеры. Все эти вещи объединяет один принцип – длительное напряжённое наблюдение за экраном, что в итоге и приводит к заболеванию глаз – миопии.
Наряду с такими явными преимуществами компьютерных, интерактивных технологий, остро встаёт вопрос обеспечения безопасной среды обучения, которая формируется вокруг ребёнка в учебном процессе. Подавляющее количество информации учащиеся воспринимают посредством зрительного восприятия. Качество естественного и искусственного освещения, является важнейшим условием восприятия и усвоения материала. Проникновение солнечных лучей в классы имеет большое значение, так как естественный свет оказывает регуляторное действие на все органы и системы, особенно в процессе роста. В случае недостатка естественного света, значение приобретает качество искусственного освещения.
На качество естественного освещения оказывает влияние:
- ориентация классов относительно сторон света;
- высота расположения класса относительно земли и строений(посадок);
- геометрические размеры класса;
- количество и размеры оконных проемов;
- периодичность и качество мойки стекол;
- наличие солнцезащитных козырьков, штор, жалюзи и т.п.
На качество искусственного освещения влияет:
- количество светильников в классе;
- высота подвеса светильников;
- правильность расстановки светильников в классе;
- наличие и расстановка мебели;
- применяемые для отделки потолка, стен и пола строительные материалы;
- достаточная мощность светильников на единицу площади;
- применение светильников с необходимым защитным углом для ограничения ослепления или чрезмерной яркости;
- применение светильников с пониженной пульсацией (ЭПРА);
- применение люминесцентных ламп с повышенной цветопередачей;
- отсутствие ультрафиолетового излечения в спектре излучения лампы;
- проведение очистки от пыли светильника;
- своевременная замена перегоревших ламп и ламп выработавших свой ресурс;
- правильное применение местного освещения или подсветки;
- правильный подбор цветовой температуры люминесцентных ламп;
- отсутствие или ограничение применения «бликующих» поверхностей.
Помимо системы освещения, значительное влияние оказывает среда «человек-компьютер», сформированная непосредственно человеком(учащимся), мебелью с заданными геометрическими параметрами и возможностью их соблюдения, компьютером и программным обеспечением. От того насколько правильно организованны все компоненты этой среды, зависит качество и удобство восприятия учебного процесса и сохранения здоровья учащихся. На схеме приведено сочетание основных эргономических параметров и факторы влияющие на эти параметры.
Эргономические параметры |
Компоненты среды |
Настройка программного обеспечения |
Настройка монитора |
Качество мебели пользователя ПЭВМ |
Качество электропитания/помехи в сети/ |
Качество монитора |
Достаточная оснащенность класса ПЭВМ |
Угловой размер знака на экране. |
Х |
|
Х |
|
|
Х |
|
Временная нестабильность изображения |
|
Х |
|
Х |
|
|
|
Пространственная нестабильность изображения |
Х |
|
|
|
Х |
|
|
Яркость белого поля |
Х |
Х |
|
|
Х |
|
|
Неравномерность яркости на экране ПЭВМ |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
Расстояние от пользователя до экрана ПЭВМ |
Х |
Х |
Х |
|
|
Х |
|
Правильность посадки за ПЭВМ |
Х |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
Схема сочетания негативных физических факторов, связанных с работой ПЭВМ, систем освещения, отопления.
Негативный фактор |
Потенциальный источник. |
ПЭВМ и периферийные устройства |
Система освещения |
Система отопления |
Система вентиляции |
Электромагнитные поля |
|
|
|
|
|
Электромагнитное поле 50 Гц |
Х |
Х |
Х |
|
|
Широкополосное электромагнитное поле ПЭВМ и др. устройств |
Х |
|
|
|
|
Поверхностный электростатический потенциал экрана монитора |
Х |
|
|
|
|
Электромагнитное излучение радиочастотного диапазона 300 МГц-300 ГГц |
Х |
|
|
|
|
Акустические параметры |
|
|
|
|
|
Шум |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
Инфразвук |
Х |
|
|
Х |
|
Световая среда |
|
|
|
|
|
Недостаточное искусственное освещение |
|
Х |
|
|
|
Повышенная пульсация освещения |
|
Х |
|
|
|
Повышенная яркость |
Х |
Х |
|
|
|
Неравномерное распределение яркости |
Х |
Х |
|
|
|
Недостаточное естественное освещение |
Х |
|
|
|
|
Ультрафиолетовое излучение |
Х |
Х |
|
|
|
Микроклимат |
|
|
|
|
|
Температура воздуха |
|
|
Х |
Х |
|
Равномерность распределения температуры в классе |
Х |
|
Х |
Х |
|
Влажность воздуха |
Х |
|
Х |
Х |
|
Скорость движения воздуха |
Х |
|
Х |
Х |
|
Температура окружающих поверхностей |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
Инфракрасное излучение |
Х |
Х |
Х |
|
Подобная «недообследованность», приводит к тому, что появилась прямая зависимость темпов компьютеризации школ и семей, с темпами роста заболеваний органа зрения (миопия).
Проблема ухудшения зрения у детей и подростков в настоящее время приобрела большую актуальность. Наиболее распространенным заболеванием глаз, приводящим к ухудшению зрения, является миопия. Чаше всего миопия зависит от наследственных факторов и условий внешней среды. Зрительные нагрузки, неправильная посадка за столом, неумеренное пользование компьютером приводит к развитию близорукости. Миопия является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения. Близорукость чаще всего развивается с 7-9 лет и с 12-14 лет.
По данным, опубликованным в государственных докладах «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения за 2009 год, в Волгоградской области за период с 2000 по 2009 год, темп прироста заболеваемости миопией у детей составил 0,32%, у подростков 26,44%.
Наиболее подвержено заболеваемости миопией городское население. Так, в г. Волгограде, за период с 2000г по 2009 г. темп прироста заболеваемости миопией у детей составил 61.48% (или 1,6 раз), у подростков 86,09% (или 1,9 раз.