Синонимы: Водитель тяжелого грузовика; водитель грузовика; водитель дорожного транспорта; бригадир колонны грузовиков; водитель прицепа; водитель грузовика большой грузоподъемности; водитель грузовика (женщина или мужчина)
Характер работы
Определение и/или описание обязанностей
Вождение грузовика грузоподъемностью более 3 тонн с целью транспортировки материалов в конкретные пункты назначения и обратно. Вождение грузовика до пункта назначения, использование знания правил вождения при коммерческих поездках и знания дорог конкретного района. Составление накладных на полученный товар. Сбор платежей за поставленный товар и за доставку. В обязанности может входить ведение транспортного журнала в соответствии с действующими инструкциями, ведение телефонных или радиопереговоров с начальником для получения указаний по поставке товара, погрузка и разгрузка грузовика и проверка основного и вспомогательного оборудования грузовика - шин, фар, тормозов, наличия бензина, масла и воды. В обязанности может входить проведение в пути аварийного ремонта (замена покрышек, установка фар, колесных цепей и свечей зажигания), обвязывание перевозимого груза тросами и канатами для безопасного закрепления при транспортировке. При вождении грузовика, оснащенного специальным оборудованием, таким как противопожарное оборудование, землеройное оборудование или оборудование для прокладки линий связи коммунальных предприятий, специальность водителя может называться “Водитель пожарной машины (на керосиновом и бензиновом топливе)”; водитель грузовика с землеройным оборудованием (строительство; прокладка телефонных и телеграфных линий; коммунальные услуги). Если водитель специализируется на транспортировке грузов, он может называться “Водитель тяжелых грузовиков для перевозки товара” (любая отрасль промышленности). Водитель может именоваться в соответствии с типом грузовика, например, “Водитель грузовиков для перевозки горизонтальных хлыстов (лесозаготовка)” или в соответствии с видом транспортируемого груза, например, “Водитель автоцистерн (лесозаготовка)” (СНП).
Смежные и специфические специальности
Водитель грузовика малой грузоподъемности (в том числе водитель продуктового фургона, водитель грузовика для перевозки жидких удобрений и др.); водитель автобетоносмесителя; водитель самосвала; водитель грузовика с горючими веществами (в том числе водитель грузовика с взрывчатыми веществами; водитель грузовика для перевозки порошковых смесей; водитель автоцистерн и др.); водитель грузовика с прицепом (в том числе водитель грузовика с тракторным прицепом; водитель лесовоза; водитель грузовика с полуприцепом или прицепом и др.); водитель грузовика большой грузоподъемности (водитель грузовика для перевозки молока; водитель мусоровоза; водитель водоцистерны; водитель фургона и др.); водитель автобуса, трамвая (поливочной машины) и троллейбуса.
Обязанности
Регулировка; использование; приведение в порядок; сборка; оказание помощи; присоединение; обвязка; торможение; остановка в кемпинге; переноска; замена; проверка; чистка; сбор; ведение переговоров; расчет; присоединение и отсоединение; контроль; доставка; копание; направление; расцепление; отправка; выбрасывание; распределение; раздел; ведение документации; вождение; вываливание; поднятие; опорожнение кузова; изучение; крепление; наполнение; заправка; калибровка; смазка; перевозка; транспортировка груза на дальние расстояния; подъем груза; подача сигнала; осмотр; резкие движения; подъем; погрузка и разгрузка; установление адреса (адресов доставки); трелевка; смазка; техническое обслуживание; маневрирование; измерение; снятие технических показаний; смешивание; мониторинг; передвижение; наблюдение; эксплуатация; упаковка и распаковка; набивка; парковка; осуществление; установка; размещение; подготовка; перемещение предметов путем тянущего и толкающего усилия; откачка; поднятие; считывание показаний; записывание; восстановление; дозаправка; регистрация; наладка; отсоединение тросов (расцепление); ремонт; замена; предоставление отчетов; вождение задним ходом; закрепление тросами; отбор проб; закрепление; обслуживание; подача; опрыскивание; распыление; укладка в штабеля; управление рулевым механизмом; стерилизация (молочных цистерн); хранение; предоставление; надзор; тестирование; буксировка; транспортировка; привязывание; предупреждение; мойка; обертывание; заворачивание и отворачивание гаечным ключом; ведение записей.
Риски
Риск несчастного случая
- повышенный риск дорожных происшествий вследствие продолжительного вождения (особенно для водителей грузовиков, осуществляющих международные и междугородные перевозки), в том числе при ночном вождении, вождении при неблагоприятных погодных условиях и при сильных пробках (риск повышается вследствие повышенной физической и умственной усталости и апатии водителя из-за долгого вождения, коротких периодов отдыха, сонливости, нерегулярного питания и некачественной пищи, злоупотребления алкоголем, превышения скорости вследствие условий премирования и др.);
- риск дорожных происшествий из-за потери управления при вождении сильно загруженного грузовика на крутых и скользких дорогах в условиях экстремальных температур и при других экстремальных климатических условиях;
- риск дорожных происшествий из-за вождения после приема транквилизаторов, химических стимуляторов или наркотиков при обычных заболеваниях, побочным эффектом которых является сонливость и нарушение сенсомоторных функций с нарушением внимания (особенно замедленная реакция и нарушение координации движений);
- переворачивание сильно загруженного грузовика вследствие механических неполадок, неблагоприятных дорожных условий и/или превышения скорости, встречных столкновений и пр., при этом водитель может оказаться заблокированным внутри кабины или под грузовиком;
- риск аварии, вызванной отсоединением запорного механизма, соединяющего тягач с прицепом;
- соскальзывание, спотыкание и падение с высокой кабины, лестницы (ступенек) кабины или с прицепа;
- опасность быть стиснутым между тягачом и прицепом (или между прицепами) при попытке отсоединить прицеп от тягача;
- травмы при выполнении различных обязанностей водителя тяжелого грузовика (например, проведение дорожного ремонта, замена покрышек, развязывание буксирных тросов и канатов и др.);
- взрывы, ожоги химическими веществами, острое отравление ядовитыми химическими веществами, нарушение зрения и пр. вследствие перевозки опасных грузов, таких как взрывчатые и горючие вещества, сильные реактивы, токсические вещества и пылеобразующие сыпучие вещества;
- острое отравление выхлопными газами, включая окись углерода;
- риск пожара в результате разбрызгивания и утечки горючих веществ (обычно в автоцистернах), которые могут загореться при контакте с открытым пламенем, горячими поверхностями, электрическими искрами, атмосферными или электростатическими разрядами, или в результате механического удара вследствие дорожного столкновения, переворачивания и др. (представляет также опасность для окружающей среды);
- взрыв перегретых шин;
- травмы, такие как прободение грыжи, вследствие физического перенапряжения (при замене шин, передвижении тяжелых предметов, закреплении тросов и др.).
Неблагоприятное воздействие физических факторов
- воздействие излишне сильного продолжительного шума двигателя (с уровнем шума более 80 дБА) и/или шума низкой частоты, вызывающих быстрые (сильная головная боль) или замедленные (потеря слуха и др.) неблагоприятные последствия;
- воздействие ионизирующей радиации при транспортировке радиоизотопов (которые часто в целях безопасности хранятся внутри кабины водителя);
- воздействие прямой и отраженной ультрафиолетовой (солнечной) радиации;
- воздействие потенциально вредных для здоровья климатических факторов, таких как излишне низкие или высокие температуры, или комбинированное воздействие таких факторов как излишне низкая или высокая температура, влажность и ветер, вызывающих обморожение или тепловой удар;
- воздействие резкой смены окружающей температуры при выходе и заходе в кондиционированную кабину, приводящее к простудам и/или ревматическим реакциям;
- вибрации по всему кузову автомобиля, которые могут привести к нарушению функций органов грудной или брюшной полости и костно-мышечной системы, а также вызвать у водителя усталость и нарушение внимания.
Вредное воздействие химических веществ
- воздействие различных токсичных веществ (твердых, жидких и газообразных) при транспортировке опасных грузов (несколько тысяч веществ, классифицированных Организацией Объединенных Наций в 9 групп: взрывчатые вещества, газы, горючие жидкости, горючие твердые вещества, окислители, ядовитые и инфекционные вещества, радиоактивные вещества, коррозионные вещества, различные вредные вещества), которые могут вызвать хронические заболевания, включая канцерогенные, мутагенные, тератогенные и другие заболевания;
- заболевания и болезненные состояния кожи (различные виды дерматитов, повышение чувствительности кожи, экзема, угри и пр.), вызванные воздействием химических веществ (например, чистящих и моющих средств, антифриза и тормозных жидкостей, бензина, дизельного топлива, масел и др.);
- хронические заболевания, вызванные вдыханием паров бензина или дизельного топлива и выхлопных газов, содержащих окись углерода, окислы азота , углеводороды и др.
Неблагоприятное воздействие биологических факторов
Загрязнение и заражение, вызванное перевозкой биологически опасных грузов
Эргономические и социальные факторы
- боли в нижней части спины и в суставах ног и рук, вызванные продолжительным вождением, иногда по ухабистым дорогам, и/или неудобным сиденьем;
- ревматические боли (включая левосторонний лопаточно-плечевой артроз или периартрит) вследствие привычки облокачиваться локтем левой руки на оконную раму во время вождения;
- расстройства пищеварительного тракта, вызванные нерегулярным и некачественным питанием;
- гипнотические галлюцинации в периоды сонливости и психические расстройства, вызванные нервно-психическим напряжением и эмоциональным стрессом;
- высокий риск инфаркта миокарда среди тучных водителей;
- курение в кабине, приводящее к ухудшению здоровья;
- визуальный дискомфорт и проблемы со зрением, вызванные недостаточным освещением и напряжением глаз (особенно при вождении в темное время суток по междугородным дорогам);
- вероятность подвергнуться насилию со стороны других водителей (например, в дорожных кафетериях и пр.) и стать жертвой группы хулиганов или преступников (в том числе организованных), привлеченных ценным грузом (особенно при вождении в странах со слабым контролем соблюдения закона);
- развитие люмбаго вследствие вибраций, плохой подвески автомобиля, неудобных сидений и др.;
- патологические изменения и преждевременное старение пояснично-крестцового отдела позвоночника, которые могут вызвать ускоренное деформирование межпозвоночных поясничных дисков (эти изменения могут быть вызваны также частой переноской тяжелых грузов);
- повышенный риск заражения половыми заболеваниями (особенно среди водителей дальних рейсов, проводящих продолжительное время вдали от дома).
Дополнение
Ссылки
International Labor Organization (ILO). 1972. Working Conditions and Safety Provisions Applying to Persons Employed in Road Transport. Inland Transport Committee, 9th Session. Geneva: ILO.
____. 1977. Hours of Work and Rest Periods in Road-transport. Report VII(1), International Labor Conference, 64th Session. Geneva: ILO.