В связи с нарастающей частотой запросов, о правильности выбранного норматива искусственной освещенности, при осуществлении производственного контроля за торговыми залами супермаркетов делаю небольшое разъяснение.
В соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять контроль в соответствии с разработанной программой и включает, в том числе контроль за освещенностью. (п.4.1 СП 1.1.1058-01).Производственный контроль параметров искусственной освещенности в помещениях супермаркетов ведется по двум направлениям: рабочие места производственных и подсобных помещений и зона где находятся посетители супермаркета или торговый зал.
Контроль освещенности в производственных цехах супермаркетов осуществляют на основании пунктов 70-78 (Предприятия общественного питания) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Норматив составляет 200 лк для горячих, холодных, доготовочных и заготовительных цехов, 300 лк для кондитерских цехов, помещений для мучных изделий, 200 люкс для помещений подготовки продуктов, упаковки готовой продукции. Нормируемая высота – 0.8 метра от плоскости пола, плоскость измерения – горизонтальная.
В торговом зале также контролируется освещенность по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, где присутствует целый ряд нормативов в разделе магазины, пункты 79- 89. Торговые залы супермаркетов – 500 люкс, торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания – 400 люкс, помещения главных касс – 300 люкс.
Но не так все просто. Эти нормативы относятся совершенно к разным объектам, и применять их непосредственно к супермаркету нельзя. Для того чтобы избежать путаницы в терминологии и расставить все по своим местам, необходимо обозначить основные термины и определения предприятий торговли.
На территории нашей страны действует ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения». В стандарте установлены термины, отражающие систему понятий в области внутренней торговли, и для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Супермаркет: магазин с площадью торгового зала от 400 м2 , в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.
Гипермаркет: магазин с площадью торгового зала от 5000 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания.
Магазин самообслуживания: магазин, в котором продажа товаров организованна преимущественно по методу самообслуживания.
Метод самообслуживания: способ реализации товаров, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товаров.
Торговый зал предприятия розничной торговли: специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.
Площадь торгового зала: часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Таким образом, к торговому залу супермаркетов и гипермаркетов относятся и собственно торговый зал с прилавками и витринами и кассовый узел и пространство, где работает обслуживающий персонал торгового зала. Значит при выборе норматива по освещенности внутри торгового зала супермаркета мы единый норматив 500 люкс на условной высоте 0.8 метра в горизонтальной плоскости. При этом не забываем норматив по уровню пульсации освещенности в 10%.
Смотрите также:Метод кейсов - новое в обучении лабораторий.