Категория: Гигиена труда
Просмотров: 1768
                  Наряду с оптимизацией режимов труда и отдыха эффективным средством, улучшающим состояние человека в трудовом процессе, является правильная организация транслирования функциональной музыки. Использование ее на производстве – это прежде всего проявление заботы о человеке, создание для него условий , при которых работающий испытывает радость в результате своего труда. По данным авторов, даже одно это мероприятие значительно увеличивает производительность труда. Это происходит вследствие благоприятного влияния ритма на функциональное состояние организма и трудовую деятельность человека. Однако неправильное использование музыки может вызвать излишнее утомление.
                Одним из самых сложных моментов при введении функциональной музыки является определение длительности и периодичности включения трансляции. Решение этой задачи возможно только после проведения предварительных физиологических исследований, аналогичных установленному режиму труда и отдыха.
                Проиллюстрируем применение программы функциональной музыки, разработанной с учетом физиологической характеристики профессиональной деятельности.
                Первая (встречная) передача призвана активизировать функциональные системы организма, сократить период адаптации к работе. Музыку включают за 20 мин до начала работы и транслируют по всему цеху.
                Вторая передача способствует быстрому установлению оптимального рабочего ритма. Она включается в момент выполнения подготовительных работ, через 5-10 минут после начала смены. Время звучания совпадает с проведением вводной гимнастики. В данной передаче особое внимание уделяется ритму произведений. Он должен быть простым и четким. Передача составляется в основном из инструментальных произведений. Допустимо включение одной песни в конце передачи. Она должна быть относительно нейтральной по своему воздействию, с простым ритмическим рисунком.
                Третья передача призвана активизировать эмоциональную сферу, т.е. поддержать высокий темп работы и внести в него разнообразие. Она должна транслироваться через 1,5-2 часа после начала работы в течении 10-15 минут. Произведения должны быть легкозапоминающимися, не привлекающими к себе внимание. Темп произведений должен постепенно нарастать, без резких перепадов. Количество инструментальных произведений должно незначительно преобладать над числом песен с приятной мелодией.
                Четвертая передача предназначена для предупреждения или уменьшения утомления. Длительность звучания 1—15 минут. За полчаса до обеденного перерыва.
                Пятая передача включается сразу после обеденного перерыва; длительность ее 15-20 минут, составляется по заявкам работающих. Цель ее та же, что и у второй передачи. В пятую передачу включается интересный материал. Текст должен быть кратким, не более 4 минут. Допустимо использование музыкально оформленных юмористических передач, коротких рассказов. Передача носит развлекательный характер.
                Шестая передача подобна третьей. Включается через 2 часа после окончания обеденного перерыва на 10-15 минут. В ней может преобладать песенный материал. Средний темп передачи выше темпа передачи, звучащей в первой половине смены, на 10-20 ритмических единиц.
                Седьмая передача аналогична четвертой. Длительность звучания 10 минут. Транслируется за час до окончания смены.
                Восьмая (финальная передача) способствует созданию приподнятого настроения после трудового дня. Эта передача звучит в цехе сразу после окончания смены. В нее включены бодрые, веселые песни, танцы и другие инструментальные произведения в умеренном и быстром темпе. Финальные передачи строятся почти так же, как встречные.

 Ранее по этой теме:
Функциональное состояние отдельных систем организма в условиях длительного поддержания рабочей позы сидя.
Механизмы развития мышечных болей в условиях длительного поддержания рабочей позы сидя.
Рабочая поза сидя. Развитие патологии сердечно-сосудистой системы и нарушения обменных процессов.

Рабочая поза сидя. Влияние рабочего места на опорно-двигательный аппарат человека.